Есть такие детские мечты, про которые уже в детстве знаешь, что они несбыточны. Полететь в космос, например, или совершить кругосветное путешествие, или пойти под парусами на настоящем фрегате… И если реальность космоса и кругосветки еще как-то можно допустить — чего на свете не случается, то плаванье на фрегате представляется совершенно невозможным. Просто потому, что в мире, казалось бы, нет больше настоящих фрегатов.
А потом вдруг спустя много лет вдруг оказывается, что достаточно приложить труд и проявить настойчивость и несбыточная мечта может осуществиться. Именно это и есть то основное, что дал мне поход на Штандарте в этом году. Понимание того, что любая, даже самая несбыточная мечта осуществима.
За один месяц плаванья произошло столько всего, что об этом можно рассказывать год. Это была не просто отдельная жизнь. На самом деле таких жизней было несколько.
Портовые города… Совершенно особое чувство, когда сходишь на берег после длинного перехода. Его сложно описать, это чувство, которое… которое есть у матроса, когда он сходит на берег в иностранном порту :) Непривычно качающаяся мостовая под ногами, незнакомый язык, улицы, дома… И корабли в порту…
А в море все совсем иначе… Скрип снастей, веревки, наполненные паруса, крен, привычка ходить по наклонной плоскости. И не малейшего признака земли на горизонте. Совершенно отчетливо видно, что Земля — идеально круглый и идеально плоский диск, заполненный водой от края и до края.
Чувствуешь корабль как живое существо. Невыразимое чувство, когда во время поворота в результате действий всей команды корабль ложится на другой галс и парусами ловит ветер… Он такой умный и послушный — наш Штандарт! :)
Команда… Люди, которые всегда рядом, которым можно доверять абсолютно, все такие разные и такие замечательные…
Ночные вахты… Когда ход корабля обеспечивает десяток человек. Тишина, звездное небо, спящие под палубой друзья… Во время плаванья Земля как раз проходила через Леониды, и целыми ночами с неба сыпались звезды. И, отражением звездопада, от борта в темной воде разбегались светляки фосфоресцирующего моря…
А с рея ночью открывался вообще фантастический вид. Черное море, на его фоне еще более черный силуэт судна… И на этой темноте светятся только квадратики закрытых решетками световых люков…
Босиком по палубе, ряды круглых бликов от люверсов на парусах, тени от мачт, форштевень разрезающий волны, рукоятки штурвала в ладонях…
ОргАны в храмах портовых городов, ночные туманы Ростока, булыжные мостовые немецких городов и кирпичные мостовые голландских… Города в Голландии вообще удивительны. Ниже уровня моря, окруженные дамбами, на которых пасутся овцы. Каналы. Мачты среди крыш. Мосты и шлюзы, разводящиеся вручную одним человеком. Часы на башне, каждые пол часа играющие другую мелодию. Ракушки вместо гравия на дорожках вдоль каналов…
Неожиданный шквал, мгновенно увеличивающий крен корабля…
Штормовая вахта… Ветер швыряет сорванную с поверхности водяную пыль в лицо с такой силой, что возникают болевые ощущения… Два впередсмотрящих — один из них прожектором шарит по поверхности моря в поисках неподсвеченных плавучих объектов.
Сон в раскачивающемся гамаке… Давно забытое ощущение колыбели. Или наоборот, ощущение висящих вокруг тебя коконов с людьми внутри из фильма «Чужие», и ты в одном из таких коконов…
А в последний день мне довелось с грот-мачты увидеть как убирают паруса на фоке. Как они взлетают, вырвавшись на свободу в тот момент, когда раздают шкоты, а потом собираются как по волшебству под реями.
И грустный, непередаваемо грустный момент расставания, когда стоишь на берегу и отдаешь на борт швартовочный конец, а корабль медленно и плавно отходит от причала и твои друзья машут с борта тебе руками…
Когда фрегат идет под парусами, обычно держится крен градусов 10-15. Когда сходишь потом на берег неудобно стоять на ровной поверхности, хочется куда-то на склон перейти :)